Когда повысят налоговый вычет

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части изменения размера налоговой базы для расчета социального налогового вычета на обучение. Законопроектом предусматривается срок вступления в силу поправок с 2021 года. С текстом законопроекта № 797659-7 «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Напомним, что данный вопрос уже ставился в 2017 году, когда размер налоговой базы хотели поднять с 50 тысяч рублей до 100 000. Соответствующие корректировки предполагалось внести в п. 2 ст. 219 Налогового кодекса.

Законодательством установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму произведенных расходов на свое обучение или обучение своего ребенка в возрасте до 24 лет (или налогоплательщик-опекун на обучение подопечного в возрасте до 18 лет) (подп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса). При этом имеется и ограничение – максимальный размер расходов, которые можно принять к вычету не должен превышать 50 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). Таким образом получается, что из бюджета налогоплательщику вернут не более 6,5 тыс. руб.

Кроме того, законодатель намерен увеличить и совокупную сумму социальных налоговых вычетов на обучение, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение и других, за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщиков, имеющих право на получение материнского капитала, и расходов на дорогостоящее лечение со 120 тыс. руб. до 150 тыс. руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Как вернуть 13% от оплаты за обучение?

По закону на налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы расходов на обучение можно получить только в том случае, если у образовательного учреждения есть соответствующая лицензия или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 декабря 2011 г. № 03-04-05/9-1133). По мнению Минфина России, к документу, подтверждающему статус учебного заведения, может относиться устав образовательной организации, в котором указаны виды ее деятельности (письмо Минфина России от 30 декабря 2011 г. № 03-04-05/9-1133).

Как быть в таких случаях, когда учится один человек, а оплачивает его обучение другой. В таком случае второй гражданин может получить налоговый вычет, но только если он оплатил учебу за своего брата, сестру или детей, не достигших 24 лет, либо за опекаемого или подопечного до достижения им 18 лет (а затем после прекращения опеки или попечительства до достижения им 24 лет). Требуется к тому же, чтобы родственник получал образование именно по очной форме.

В законе есть оговорка, что, если налогоплательщик не имеет родственных отношений с лицом, обучение которого оплачивает, либо они являются более дальними родственниками (бабушки, дедушки и внуки; дяди, тети и племянники и т. п.), то права на получение вычета он не имеет (подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). Не получится воспользоваться вычетом и в случае, если один супруг оплатил учебу другого (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 апреля 2014 г. № 03-04-05/17785).

По каким расходам предоставляется вычет

К вычету налогоплательщик может принять расходы на:

  • собственное обучение любой формы (дневная, вечерняя, очная, заочная и т. п.);
  • обучение своего ребенка до достижения им 24 лет, но только по очной форме обучения (например, в детском саду, школе, техникуме, вузе и т. д.);
  • обучение опекаемого или подопечного до достижения им 18 лет, а также после прекращения над ним опеки до достижения им 24 лет – как и в предыдущем случае, только при учебе на очной форме обучения;
  • обучение своих полнородного или неполнородного брата (сестры) на очной форме обучения до достижения ими 24 лет (абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Что касается требований к учебному заведению, которое может оказывать образовательные услуги, то они весьма невысоки – у организации должна быть лицензия на ведение образовательной деятельности, а возможность оказывать такие услуги должна быть прописана в ее уставе (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 декабря 2011 г. № 03-04-05/9-1133). Таким образом, при выполнении указанных условий можно принять к вычету расходы на обучение в детских садах, общеобразовательных и специализированных (музыкальная, спортивная и т. д.) школах, автошколах, техникумах, вузах, курсах, учебных центрах и т. п.

Обратите внимание, что вычет можно получить только в отношении образовательных услуг. Нередко детские сады, школы и учебные центры берут плату за пребывание в учреждении и уход за ребенком (так называемая «продленка»). Как поясняют финансовые органы, такие расходы к вычету предъявлять нельзя (письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. № 03-04-05/51114, письмо УФНС России по г. Москве от 4 мая 2012 г. № 20-14/39604@). А значит, в договоре с учебным заведением и платежных документах должны быть четко обозначены оплачиваемые услуги, чтобы можно было разграничить произведенные расходы на обучение и расходы на прочие услуги для принятия первых к вычету.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

В ЦСР при этом прорабатывался вариант с повышением ставки НДФЛ до 17% с предоставлением вычетов (всем или только беднейшим категориям населения) на уровень прожиточного минимума. Кроме того, в числе обсуждаемых идей также введение плавающей ставки и предоставление регионам права самостоятельно определять ставки для себя.

Пока, полагает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, нет расчетов, к чему приведет такой маневр в среднесрочном плане. На любое повышение налогов реакция обычно одна — применение схем по их оптимизации. Повышение НДФЛ обсуждается давно, главный мотив — в России самая низкая его ставка. Для граждан в этом вопросе самое главное — налоговые вычеты социального и имущественного характера.

Сокращение страховых взносов, по мнению Ващенко, — не лучшая идея, поскольку дефицит пенсионного фонда придется финансировать из других источников. Уже сейчас государство дополнительно направляет около 190 млрд руб. в ПФР. До 2019 г. бюджет уже сверстан, и перекраивать его сейчас, когда риск кризисного сценария не пройден, на взгляд эксперта, никто не будет. Более рабочий вариант, полагает Ващенко, это повышение НДС. Это один из главных составляющих бюджетных доходов, рост ставки на 3% может привести к дополнительным поступлениям в размере свыше 900 млрд руб.

Сегодня отечественный подоходный налог с его 13-процентной ставкой видится как безусловно стимулирующий, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев. Это можно расценивать как налоговое резидентство России и профессиональный рост отдельно взятого человека, так и социальную активность бизнеса: раз состоятельные и низкооплачиваемые категории платят налог по одинаковой ставке, значит, бизнес обязан помогать менее защищенным слоям путем участия в соответствующих проектах и оказании благотворительной помощи.

Тезис о том, что «в целом у нас налоговое бремя небольшое, но для бизнеса оно избыточное, а для граждан, наоборот, низкое по сравнению с другими странами» озвучивался еще в конце 2014 года, когда о необходимости повышения подоходного налога из-за дефицита бюджета говорили в Минфине, напоминает Соловьев. Так, звучало предложение повысить НДФЛ на 1-2 % для всего работающего населения. Данная тема получила развитие в мае 2015 года на очередном съезде «Деловой России» и потом долго обсуждалась в СМИ. Совершенно очевидно, что учитывая экономически нестабильное время, в первую очередь испытанию подвергается 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц.

Как напоминает эксперт, в том же 2015 году поправку в ст. 244 Налогового кодекса предложила группа депутатов, которая предполагала повышение с 13 до 30 % ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 млн рублей. По их подсчетам, это могло бы затронуть около 0,2 процента населения, при этом экономический эффект прогнозировался на уровне 300 – 500 млрд рублей ежегодно (при среднегодовых поступлениях в консолидированный бюджет от этого налога порядка 2,6 трлн рублей). Однако на сегодняшний день одним из главных достижений российской налоговой системы является единая 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц, обозначающая вектор на транспарентную систему выплаты заработной платы, сбережения ценных и уникальных специалистов.

Вопрос — повышать или не повышать ставку НДФЛ — отчасти находится в сфере того, насколько критичным для бюджета является выпадение тех или иных видов доходов. Увеличение налоговой нагрузки на физических лиц при отсутствии компенсаций в иных выплатах всегда весьма чувствительно и критически воспринимается населением, констатирует эксперт. И на этот непростой шаг стоит идти, когда другие варианты пополнения бюджета являются нереализуемыми, заключает Соловьев.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector