В статье описана система анализа и контроля охраны труда, которая с ноября 2015 года стала называться Федеральной информационной системой, или ФГИС СОУТ: зачем она нужна, как использует сведения и где их увидеть.
Определение СОУТ
Что такое СОУТ — процедура, при которой выявляются все вредности, влияющие на сотрудника в месте работы. В зависимости от потенциального вреда, который возможен для работника, выделяют 4 класса опасности. Первые 2 класса не опасны для здоровья, вредности 3 класса могут вызвать хронические профессиональные болезни, а 4 класс представляет прямую угрозу жизни.
Сводные данные получает федеральная государственная информационная система результатов СОУТ для планирования методов и средств защиты здоровья работающих людей.
Как ФГИС использует полученные сведения
Сводные данные, стекающиеся во ФГИС СОУТ Минтруда, используют такие государственные организации:
- Министерство труда;
- Роструд;
- Роспотребнадзор;
- местные органы исполнительной власти по труду;
- внебюджетные фонды, управляемые государством.
Информационная система учета результатов проведения СОУТ несет ответственность за соответствие сведений законодательству.
В каком порядке проводится СОУТ?
Порядок проведения СОУТ изложен в гл. 2, ст. 8 Федерального закона № 426. Этапы такие:
- организация и общая подготовка;
- определение вредностей и потенциальной опасности в месте работы;
- изучение и подробное измерение вредностей;
- изучение условий конкретного места работы;
- оформление отчета;
- заполнение декларации.
Окончательные сведения и отчет в Минтруд по СОУТ передает организация, проводившая спецпроверку.
Как отследить результаты?
Где можно увидеть номер отчета по СОУТ в информационной системе?
Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ имеет в сети единую справочную, доступ в которую возможен при наличии электронной подписи. В эту справочную может войти только организация, проводившая СОУТ. Эта организация может ознакомить с номером отчета по требованию предприятия.
Подача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда может быть осуществлена несколькими способами:
1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).
2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.
3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.
7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.
Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.
8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.
9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.
Автоматизированные проверки факта проведения СОУТ
В связи с истечением указанного выше срока Министерство труда в лице специального уполномоченного органа — Государственной инспекции труда — проверяет исполнение требований закона о СОУТ.
Первоначально ведомством проводится автоматизированная проверка путем сверки данных указанной ФГИС с имеющимися базами данных налоговой службы и Пенсионного фонда.
Все данные оценки вносятся в информационную систему, даже если рабочее место не имеет вредных и опасных факторов. В этом случае лишь упрощается процедура — работодатель подает в удобной ему форме декларацию. Проверка декларации по СОУТ в трудинспекции также может быть произведена автоматизированным способом.
Плановые и внеплановые надзорные мероприятия
Помимо первоначальной автоматизированной проверки соблюдение требований законодательства о проведении специальной оценки проверяется Государственной инспекцией труда в ходе плановых и внеплановых проверок.
Надзорные мероприятия проводятся на основании Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! План проверок СОУТ в 2019 году в отношении работодателей отдельно не формируется, а соблюдение требований о спецоценке проверяется в ходе общих надзорных мероприятий. План проверок ежегодно составляется и размещается на официальных интернет-страницах территориальных органов Государственной инспекции труда.
Кроме того, может проводиться внеплановая проверка по СОУТ по основаниям, указанным в п. 69 Административного регламента. Среди оснований этого надзорного мероприятия выделяют истечение срока предписания ГИТ, заявление работника или иного заинтересованного лица и др.
Результаты проведения ГИТ проверок и возможная ответственность
Результаты проверки по СОУТ на основании п. 9 Регламента оформляются актом, который вручается уполномоченному представителю проверяемого лица. В нем в числе прочего указываются выявленные нарушения со ссылкой на нарушенные нормы законодательства. При выявлении несоблюдения требований при проверке СОУТ работодателю выдается предписание об устранении нарушений.
За неисполнение требований к проведению специальной оценки организацию или ИП привлекут к административной ответственности. Санкция за данное деяние предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а в качестве меры ответственности может быть объявлено предупреждение или наложен административный штраф:
- 5−10 тыс. руб. для должностных лиц;
- тот же размер для индивидуальных предпринимателей;
- 60−80 тыс. руб. в отношении организаций.
Привлечение к ответственности не освобождает от исполнения обязанности по проведению СОУТ.
Таким образом, проведение проверок по соблюдению работодателями требований СОУТ осуществляется в отношении большинства рабочих мест только с 2019 года. Первоначальная проверка выполняется автоматизированным способом, далее нарушители будут выявляться при проведении плановых и внеплановых проверок Государственной инспекцией труда.