Что является базой для исчисления земельного налога

Статья 388. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 389. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Статья 390. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база определяется в следующем порядке:
1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;
2) налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;
4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образовани

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Однако основные особенности определения этого показателя стоит знать и тем землевладельцам, которые являются гражданами или ИП.

Поэтому стоит более подробно рассмотреть понятие и особенности основного показателя, который при этом используется, а именно налоговой базы.

Понятие и факторы, которые влияют на налоговую базу

Он представляет собой характеристику объекта налогообложения, которая может быть выражена в различных формах: стоимостной, физической и т. п.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Непосредственно для земельного налога базой является кадастровая стоимость
земельного участка, выступающего объектом налогообложения, что установлено ст. 390 НК РФ.

Объектами налогообложения при этом являются земельные участки, которые принадлежат юридическим или физическим лицам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Однако отдельные категории этих участков могут быть исключены из списка объектов налогообложения в соответствии с положениями Налогового или Земельного кодекса РФ.

Что касается стоимостного выражения налоговой базы, а именно кадастровой стоимости, то она в отношении конкретного земельного надела устанавливается с учетом правил и требований ЗК РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Величина кадастровой стоимости и, следовательно, рассчитываемого на ее основе земельного надела зависит от различных его характеристик, а именно:

  • площади участка (прямая зависимость);
  • территориального размещения (конкретный субъект РФ, городская или сельская местность и т. п.);
  • особенностей разрешенного использования;
  • категории земель и т. д.

Информация о кадастровой стоимости обязательно закрепляется документально, в кадастровом паспорте на участок или выписке из ЕГРП.

Собственник может либо лично получить эти документы и узнать указанную там
информацию, либо соответствующие бумаги будут отправлены в отделение ФНС, за которым он закреплен в качестве плательщика земельного налога.

Как правило, последний вариант не всегда надежен, поскольку данные часто передаются несвоевременно или же не передаются вовсе. Для плательщика это грозит возможным нарушением сроков оплаты и соответствующими штрафными санкциями за это. Поэтому пакет документации на земельный участок лучше самостоятельно отнести в налоговый орган, что позволит значительно снизить возможные риски.

Особенности определения

Стоит отдельно рассмотреть некоторые ситуации, при которых в расчетах будут определенные особенности:

1. Юридическое лицо определяет налоговую базу для расчетов самостоятельно.


Для данной категории плательщиков прямой обязанностью является не только уплата налога, но и полная процедура его расчета, поэтому все необходимые для этого показатели он также определяет самостоятельно.

Данные о кадастровой стоимости участка, которая является базой для расчета по нему земельного налога, юридическое лицо может взять из имеющейся у него документации — паспорта или выписки из ЕГРП. В случае отсутствия необходимых бумаг ему необходимо позаботиться об их оформлении.

Ранее в этих целях использовался другой показатель, а именно балансовая стоимость объекта недвижимости. В большинстве случаев после данных нововведений величина земельного налога к оплате несколько возросла.

2. Некоторые особенности могут присутствовать при определении базы для участка, который находится в общей долевой или совместной собственности.

В этом случае ее размер будет зависеть от того, как именно оформлены права на участок:

  • 2.1. В определенных долях (например, 75 и 25%, 2/3 и 1/3 и т. д.). В этом случае налоговая база рассчитывается от величины кадастровой стоимости пропорционально той доле, которой владеет плательщик.
  • 2.2. Без определения долей. В этом случае считается, что земля принадлежит всем собственникам в одинаковых частях. Соответственно, деление кадастровой стоимости также будет происходить поровну.


Соответственно, и итоговая величина налога к уплате у каждого из таких собственников буде напрямую зависеть от того, как именно распределяются доли между всеми ними и в каком размере.

3. В отношении некоторых земельных наделов кадастровая стоимость может быть не установлена.

Однако от налогообложения данный участок это, конечно же, не освобождает. В этом случае в качестве налоговой базы для расчетов будет применяться другой показатель — нормативная цена земли. Однако если собственник не согласен с ее размером, он всегда может заказать проведение кадастровых работ или процедуру независимой оценки земли и определить по их итогам кадастровую стоимость.

4. Сложности могут возникнуть и в том случае, если в течение налогового периода (то есть одного календарного года) стоимость земли изменялась.

Однако стоит учесть, что все изменения, произошедшие в течение одного налогового
периода (то есть календарного года) при расчетах налога за него применяться не будут. В этом случае новая кадастровая стоимость будет использоваться только с 1 января следующего за отчетным года.

Исключение составляют только те ситуации, когда изменение кадастровой стоимости произошло в сторону уменьшения по причинам, которые связаны с неправильным проведением оценки или кадастровых работ. В этом случае плательщик может подготовить данные об исправленной стоимости и обратиться с ними в налоговую инспекцию, после чего размер налога к оплате будет снижен. Таким способом даже можно вернуть часть средств, уплаченных выше нормы ранее (если и в предыдущие периоды также применялась неправильная база).

Какие банки предлагают ипотеку на покупку земельного участка? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

Иногда при покупке земельного участка требуется составить договор аванса. Как это сделать, вы можете узнать здесь.

Различия для физических и юридических лиц

Как уже отмечалось, плательщиками земельного налога могут быть следующие группы землевладельцев:

  • физические лица (причем это могут быть как обычные граждане, так и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели);
  • юридические лица (вне зависимости от форм собственности).

Для каждой из данных групп порядок расчета налога несколько отличается, однако в определении налоговой базы для них существенных различий с недавнего времени нет.

Стоит лишь отметить, что если для граждан базой является кадастровая стоимость всех участков, которые принадлежат им на правах, обозначенных ранее, то для ИП и юрлиц учитываться будет стоимость лишь по тем земельным наделам, которые они используют непосредственно при осуществлении своей деятельности.

Кроме этого, обязанности по самостоятельному расчету возлагаются только на юр лиц, граждане и ИП получают от ИФНС уже готовые уведомления с суммой платы за землю. Однако знать свою кадастровую стоимость и правила расчета налога им все же стоит, поскольку со стороны сотрудников инспекции не исключены ошибки или неточности при расчетах.

Налоговая база по земельному налогу

Налог на землю обеспечивает денежными ресурсами местный уровень бюджета. Вследствие этого, власти муниципалитетов наделены определенными полномочиями в сфере регулирования налоговой ставки и сроков перечисления земельного налога в казну.

Плательщиками налога выступают лица с любым правовым статусом, как физические, так и юридические. Главным фактором, определяющим необходимость перечислять налоговый платеж за пользование землей, является наличие в собственности и безвозмездном бессрочном пользовании земельных наделов. Следует также конкретизировать информацию о том, какие земельные участки не являются основанием уплачивать налог. К ним относятся земли водных и лесных фондов, участки, изъятые из оборота, земли, на территории которых возведены многоквартирные дома.

Важным параметром, позволяющим определить, относится ли лицо или организация к числу плательщиков налога на землю является право, которое выступает основанием для пользования участком. Земельные наделы, которые используются на основании договора аренды или безвозмездного пользования с ограниченным сроком действия не являются причиной для расчетов по земельному налогу.

Для того чтобы рассчитать налог к перечислению в бюджет необходимо определить такой показатель, как налоговая база земельного налога.

Порядок определения налоговой базы по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости. Данный вид оценки участка максимально приближен к рыночной стоимости. Величина налога к перечислению в бюджет тесно коррелирует с этим оценочным показателем. Таким образом, чем выше кадастровая стоимость участка земли, которая является налоговой базой по земельному налогу, тем большую сумму бюджетного платежа налогоплательщику следует перечислить.

Стоимость земельного надела по кадастру устанавливается государственными органами. Под воздействием разных факторов кадастровая стоимость может изменяться. Такое возможно, если была проведена переоценка земельного надела или органы кадастра изначально допустили ошибку.

С целью исчисления налога налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость объекта на начало года. В том случае, если земельный надел был зарегистрирован в середине года, то налоговая база по земельному налогу определяется как стоимость участка по кадастру на момент регистрации. Объект недвижимости может находиться в долевой собственности. Тогда налоговой базой по земельному налогу признается стоимость пропорционально имеющейся доле.

Расчет налоговой базы по земельному налогу представляет собой определение кадастровой стоимости объекта недвижимости. В некоторых случаях налогоплательщик не знает стоимости объекта по кадастру. Решить эту проблему можно несколькими способами:

  • Получив данную информацию из паспорта земельного участка. Именно в этом документе отображается вся информация об объекте: кадастровый номер, стоимость и прочие данные.
  • Воспользовавшись сайтом инспекции ФНС. На этом ресурсе аккумулируются данные, позволяющие, зная кадастровый номер участка, получить максимум информации.
  • На сайте Росреестра.
  • Отправив в органы Росреестра письменный запрос. Однако данный способ требует немало времени, вследствие чего используется не так часто.

Налоговая база по земельному налогу определяется самостоятельно только теми плательщиками, которые имеют статус юридического лица. Все физические лица не производят исчисление налога на землю и уплачивают бюджетную сумму на основе квитанции из инспекции ФНС.

Подводя итоги, можно сказать, что налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость объекта недвижимости, которая определяется на основании данных органов кадастра.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector