Когда ввели акциз на бензин в россии

Эту тему 3 сентября обсудили эксперты на «круглом столе», организованном «Парламентской газетой». Поводом стала новая редакция статьи Налогового кодекса (подписана президентом в июле), которая предполагает, что после снижения акцизов в июне этого года они вновь вырастут с 1 января 2019 года — с 8213 до 12 314 рублей за тонну бензина пятого класса (с учетом индексации на уровень инфляции) и с 5665 до 8541 рубля за тонну дизеля.

Увеличение акцизов приведет не только к росту цен (по ожиданиям Федеральной антимонопольной службы и минэнерго, он будет ограничен или близок к темпам инфляции), но и к увеличению доходов регионов, которые смогут улучшить местную инфраструктуру. А львиную часть денег на благоустройство дорог регионы должны найти сами, обратил внимание заведующий сектором «Промышленность и инфраструктура» Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Доля налогов в конечной цене литра моторного топлива оценивается по-разному: например, в начале этого года ФАС говорила о 65 процентах (без структурной разбивки), а независимые отраслевые консультанты Vygon Consulting называли цифру 36 процентов по итогам 2017 года (доля акциза в цене — 7,5 процента). Российский топливный союз дает вдвое более высокую оценку — почти 70 процентов в виде налогов, около 20 процентов — акциз.

В прошлом году, вероятнее всего, доля налогов в цене могла составлять и 65 процентов, но сегодня она сократилась за счет того, что выросла в цене нефть, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Он объясняет рост доли нефти в цене тем, что поднялись долларовые котировки, а курс рубля ослаб, из-за чего рублевая цена и повысилась. Летом это подтверждали и участники рынка: например, глава «Роснефти» Игорь Сечин оценивал рост цены сырья для переработки в 25 процентов.

Во всех отраслях, которые имеют экспортную альтернативу (в том числе в топливной), Россия фактически живет в рамках валютного ценообразования, так как курс рубля к доллару или евро до сих пор включен в формулу расчета цен на продукцию первого передела, пояснила председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Тамара Канделаки. При этом потребитель — и население, и бизнес — живет в рублевой зоне, ведь его доход не привязан к курсу иностранной валюты. Нынешняя система налогообложения не учитывает этот диссонанс, считает Тамара Канделаки.

Эксперты согласны в одном: внутренняя цена на бензин и дизель с 2019 года может вырасти как из-за опосредованной привязки к цене на внешнем рынке, так и из-за роста акцизов, однако эффект на розничное звено можно самортизировать. В частности, если успеть до конца года на уровне правительства рассчитать, какой объем вычета по акцизу на нефть в рамках завершения налогового маневра будет действовать для каждого перерабатывающего завода, заключил Масленников.

В Госдуме считают, что серьёзное снижение ставок акцизов остановят рост цен на топливо

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Соответствующие поправки внесены в законопроект о налоге на добавленный доход в нефтяной отрасли, который Госдума приняла во втором чтении. Новый налог вводят на ближайшие пять лет в экспериментальном режиме.

Трунин: кабмин не может контролировать цены на авиакеросин

Новый налог зависит не от натуральных показателей добычи нефти, как НДПИ, а от денежного потока, доходов нефтяников. Глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров обратил внимание, что система НДПИ обеспечивала фискальные задачи, но, по существу, была основана на использовании ресурсов и запасов, разработанных в советское время. Она не создавала стимулов, чтобы вести геологоразведку и добывать труднодобываемую нефть. А НДД создаёт такие стимулы. Пока нефтяники будут разрабатывать месторождения, они заплатят минимальный налог, и только после получения прибыли платить придётся больше.

НДД отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов. В Правительстве не могут сказать о масштабах проведения налогового эксперимента, так как на ряде месторождений будут выбирать новый вид налогообложения добровольно. По предварительным расчётам, новый налог коснётся 4 процентов месторождений нефти в России.

Эксперимент позволит определить реальные последствия введения нового налога на ограниченном объёме участков месторождений, и только после этого можно распространить НДД на всю страну. Минфин планирует проводить мониторинг хода эксперимента ежегодно, и оценить его последствия через пять лет. Оценивать будут по тому, повлияет ли новый налог на рост объёмов добычи нефти, приведёт ли к выпадающим доходам из бюджета. Потери федерального бюджета могут составить от 8 до 36 миллиардов рублей, и если они будут максимальными, то эксперимент признают неудавшимся.

ФОТО: ПГ / ИГОРЬ САМОХВАЛОВ

Ко второму чтению законопроекта в него включены поправки, направленные на снижение акцизов на топливо. Предлагается снизить с 1 июня акцизы на бензин на 3700 рублей за тонну, и на дизельное топливо — на 2600 рублей за тонну. По словам первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова, в связи с резким повышением цен на рынке моторного топлива Правительство предложило ряд мер, чтобы не допустить дальнейшего роста.

В Минфине рассказали о будущих ценах на бензин и дизтопливо

Терпеть больше нельзя: правительство взялось за бензин

Акцизы на бензин и дизельное топливо должны снизиться с 1 июля. При этом, как признал вице-премьер Дмитрий Козак, на розничных ценах это не отразится. Ранее в правительстве было принято решение о снижении акциза на бензин на 3000 рублей за тонну. Эксперты считают, что это лишь зафиксирует нынешнюю ситуацию на рынке — для того, чтобы сбить цены на заправках, потребуются более радикальные меры.

Он пояснил, что консолидированное решение о необходимости этих мер было принято в понедельник, 21 мая.

По словам Козака, снижение будет происходить от действующих ставок, в связи с чем запланированное повышение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 июля не произойдет.

Напомним, что с начала года, по официальным данным, цены на бензин выросли на 4,7 %, на дизтопливо — на 9%. Это гораздо выше темпов инфляции и вызвано тремя основными причинами: повышением акцизов, ростом цен на нефть и укреплением рубля.

Основными причинами роста цен являются рост налогов, рост мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторного топлива на биржевых торгах.

«Сначала стабилизируется ситуация при помощи снижения акцизов на 3000 за тонну, затем ужесточат контроль ФАС за отдельно взятыми регионами, у которых имеются турбулентные повышения, после соберут губернаторов субъектов и проинструктируют, что необходимо сделать, чтобы сдержать цены, прежде всего в летний период.

Как считает эксперт, за счет данной инициативы вице-премьер фактически переходит к введению системы плавающего акциза. То есть когда цена бензина поднимается высоко, то величина акциза становится меньше. Когда она снижается, акциз вновь выправляется. Сбить цену для розничного потребителя за счет акциза у председателя правительства не получится.

«Для того, чтобы серьезно снизить стоимость бензина на колонке, необходимо понижение акциза хотя бы на 5000 рублей за тонну. Но решение, которое было принято, находится на трех тысячах. Поэтому прежде всего эти меры — это сбивание резкого роста,

Напомним, что, по данным Росстата, на 14 мая средняя розничная цена бензина достигла 41,28 рубля. Как пояснила первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, вклад в это внесли подорожание нефти на мировых рынках и рост акцизов в России.

Это привело к тому, что 17 мая Российский топливный союз написал открытое письмо Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву о ситуации на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов. В нем говорилось, что рынок автомобильного топлива испытывает потрясения, связанные с беспрецедентным ростом оптовых цен на бензины и дизельное топливо, при этом их уровень бьет исторические рекорды.

Предложение о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо идет вразрез с политикой Минфина, который осенью прошлого года настоял на необходимости их повышения в 2018-2020 годах. Критике идеи Минфина подвергали Минэнерго, нефтяные компании и участники топливного рынка.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector