Являются ли плательщиками ндс муп

Является ли МУП плательщиком НДС при сдаче в аренду муниципального имущества

Здравствуйте уважаемые корифеи. Муниципальное унитарное предприятие владеет муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения и сдаёт данное имущество в аренду. При этом данное предприятие применяет упрощенную систему налогообложения. Договора аренды согласоваваются с КУМИ. Является ли МУП плательшиком НДС в этом случае?

Нет. А почему оно должно являться?

Последний раз редактировалось BorisG; 25.11.2008 в 18:53 .

BorisG, мы тоже муниципалы и с января на УСН.
А почему нельзя нам быть на УСН?

У меня налоговики только попросили справку о том, что целевое финансирование не поступало и все.

полярник, у нас вот какая ситуация.
МЫ арендуем имущество в гостинице, которая МУП инаходится на УСН. Договора составляются и согласовываются с КУМИ.
Так вот НДС платили мы, а не гостиница.

Разве пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК Вас не касается?

Ни о чем.
Я вроде как писал об изменении схемы получения доходов от аренды госимущества, находящегося в хозведении. Это раз.
И два. КУГИ вправе изъять неиспользуемое имущество и сдавать его в аренду самостоятельно.
Так что из сказанного нельзя сделать вывод, правильно ли то, что Вы платите НДС, или нет. Нужно точно представлять, у кого имущество находится на балансе и кому местным законом определено право получать доходы от аренды.

ПРОБЛЕМА

Муниципальное унитарное предприятие имеет на праве хозяйственного ведения помещение, которое сдает в аренду (с согласия собственника). Является ли МУП плательщиком НДС как налоговый агент по указанной сделке, если он находится на УСН?

РЕШЕНИЕ

Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога с наличием объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Напомним, что для целей гл. 21 НК РФ аренда признается услугой (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 № 20-12/061162). Таким образом, операция по оказанию услуг по предоставлению в аренду имущества облагается НДС.

ВАЖНО В РАБОТЕ

При оказании муниципальными унитарными предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения, услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, налог на добавленную стоимость не исчисляется.

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Из указанной нормы четко и ясно следует, что при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы признаются налоговыми агентами только в случае, если услуги по предоставлению такого имущества в аренду оказываются непосредственно органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, то есть органы государственной власти и управления или органы местного самоуправления являются арендодателями этого имущества по условиям договоров аренды.

Предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ порядок уплаты НДС, при котором арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС, по мнению налоговых органов, применяется также и при заключении трехсторонних договоров аренды, в которых арендодателями выступают органы государственной власти и управления (или органы местного самоуправления) и балансодержатели данного имущества, не являющиеся органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления.

При оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, не являющимися органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, за которыми указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на основе договоров аренды, в которых они напрямую выступают арендодателями (и балансодержателями) этого имущества, у арендаторов обязанностей налогового агента по НДС не возникает. В отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате НДС НК РФ не предусмотрено, поэтому в этих случаях исчисление и уплата НДС в бюджет производятся в общеустановленном порядке организациями-арендодателями, а не арендаторами этого имущества.

Таким образом, при оказании услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия.

Сделанный вывод можно подтвердить многочисленными разъяснениями уполномоченных органов (например, письмо Минфина России от 23.07.2012 № 03-07-15/87), а также определением Конституционного суда РФ от 02.10.2003 № 384-О, в котором судьи, в частности, указали, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет НДС осуществляют указанные организации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

По договорам, по которым арендодателями выступают органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления, арендатор такого имущества признается налоговым агентом.

В рассматриваемом случае арендодателем в договоре аренды выступает МУП, следовательно, именно на МУП возлагаются обязанности по исчислению НДС с услуг по аренде.

Вместе с тем в данной ситуации МУП применяет УСН. Организации, применяющие УСН, на основании ст. 346.11 НК РФ не признаются налогоплательщиками НДС. Поэтому в данном случае НДС с услуг по аренде исчисляться не должен. Если в дальнейшем МУП станет плательщиком НДС, например, перейдет на общую систему налогообложения, то с оказываемых им услуг по аренде оно должно будет уплачивать НДС в общеустановленном порядке.

Все вышесказанное можно также подтвердить письмом Минфина России от 19.05.2015 № 03-07-11/28498, в котором представителями финансового ведомства дан анализ ситуации, полностью аналогичной рассматриваемой.

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании муниципальными унитарными предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения, услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, налог на добавленную стоимость не исчисляется.

Обоснование вывода:
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее — Закон N 161-ФЗ). Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ). Такое предприятие может распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а недвижимым имуществом — только с предварительного согласия его собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п.п. 1 и 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ).
Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога с наличием объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Напомним, что для целей главы 21 НК РФ аренда признается услугой (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162). Таким образом, операция по оказанию услуг по предоставлению в аренду имущества облагается НДС.
Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Из указанной нормы четко и ясно следует, что при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы признаются налоговыми агентами только в случае, если услуги по предоставлению такого имущества в аренду оказываются непосредственно органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, то есть органы государственной власти и управления или органы местного самоуправления являются арендодателями этого имущества по условиям договоров аренды*(1).
При оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, не являющимися органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, за которыми указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на основе договоров аренды, в которых они напрямую выступают арендодателями (и балансодержателями) этого имущества, у арендаторов обязанностей налогового агента по НДС не возникает. В отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате НДС НК РФ не предусмотрено, поэтому в этих случаях исчисление и уплата НДС в бюджет производятся в общеустановленном порядке организациями-арендодателями, а не арендаторами этого имущества.
Таким образом, при оказании услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия.
Сделанный вывод можно подтвердить многочисленными разъяснениями уполномоченных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 23.07.2012 N 03-07-15/87, от 27.03.2012 N 03-07-11/86, от 28.12.2012 N 03-07-14/121, от 30.05.2012 N 03-07-11/158, от 10.05.2012 N 03-07-11/140, от 11.03.2012 N 03-07-11/66 и др.), а также определением Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, в котором судьи, в частности, указали, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), исчисление и уплату в бюджет НДС осуществляют указанные организации.
В рассматриваемом случае арендодателем в договоре аренды выступает МУП, следовательно, именно на МУП возлагаются обязанности по исчислению НДС с услуг по аренде.
Вместе с тем в данной ситуации МУП применяет УСН. Организации, применяющие УСН, на основании пп. 2 ст. 346.11 НК РФ не признаются налогоплательщиками НДС*(2). Поэтому в данном случае НДС с услуг по аренде исчисляться не должен. Если в дальнейшем МУП станет плательщиком НДС, например перейдет на ОСН, то с оказываемых им услуг по аренде оно должно будет уплачивать НДС в общеустановленном порядке.
Все вышесказанное можно также подтвердить письмом Минфина России от 19.05.2015 N 03-07-11/28498, в котором представителями финансового ведомства дан анализ ситуации, полностью аналогичной рассматриваемой.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

22 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ порядок уплаты НДС, при котором арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС, по мнению налоговых органов, применяется также и при заключении трехсторонних договоров аренды, в которых арендодателями выступают органы государственной власти и управления (или органы местного самоуправления) и балансодержатели данного имущества, не являющиеся органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (смотрите, например, письма ФНС России от 24.11.2006 N 03-1-03/2243, от 17.05.2005 N ММ-6-03/404, УФНС России по г. Москве от 27.06.2011 N 16-15/61956, от 19.08.2008 N 28-08/077948, от 27.03.2007 N 19-11/28227, от 21.03.2007 N 19-11/25313, от 20.06.2006 N 18-11/3/53343@, от 29.11.2005 N 19-11/87841).
*(2) За исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector