Являются ли казенные учреждения плательщиками ндс

НДС в казенном учреждении

Казенные учреждения вправе не платить НДС при реализации, но льгота распространяется не на все операции. В частности, продажа товаров, по общему правилу, облагается НДС. Проанализируем случаи, когда у казенных учреждений возникает объект налогообложения, а когда операции освобождены от НДС.

Уплата НДС казенным учреждением Казенные учреждения имеют льготы по НДС. Однако освобождение от налогообложения распространяется не на все операции. По общему правилу, реализация товаров, произведенных казенными учреждениями, облагается налогом на добавленную стоимость, хотя выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями подпадает под освобождение от НДС. Проанализируем ситуацию и рассмотрим все случаи, когда учреждение платит НДС. Оказание услуг и выполнение работ Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. Данная норма прописана в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Причем это касается и тех работ (услуг), которые учреждения выполняют (оказывают) в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760). Определения работ и услуг приведены в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Рекомендации содержатся в письме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959. В частности, платные услуги по разработке и согласованию конкурсной документации об аукционе, а также по подготовке, организации и проведению закрытых торгов НДС не облагаются. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534. Освобождается от НДС и сдача в аренду имущества казенными учреждениями (письма Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939 от 28 апреля 2015 г. № 03-03-05/24417, от 2 октября 2015 г. № 03-07-11/56570). Освобождены от НДС услуги по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 1 августа 2013 года № ЕД-4-3/13952). Также не облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Кроме того, от обложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание услуг для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров, работ, услуг (подп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ). Об этом сказано в письмах ФНС России от 26 октября 2015 года № СД-4-3/18661@, от 17 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11763@.

Реализация выпущенной казенным учреждением готовой продукции облагается НДС на общих основаниях. Такую обязанность подтверждает и Минфин России в письмах от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474, от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48, от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100. В.т.ч. при реализации казенным учреждением продуктов питания налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 27.03.2015 N 03-03-05/16992). Например, надо платить налог при продаже товаров федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы (письмо № ЕД-4-3/11763@, № 03-03-05/33760). Кроме того, НДС надо начислить при выдаче казенным учреждением своим сотрудникам трудовых книжек и вкладышей в них (письма ФНС России от 23 июня 2015 года № ГД-4-3/10833@, Минфина России от 16 августа 2013 года № 03-03-05/33508). Таким образом, если казенное учреждение совершает облагаемые и не облагаемые НДС операции, а также реализует продукцию, облагаемую НДС по разным ставкам, необходимо организовать раздельный учет.
Реализация имущества.

Продажа имущественных прав.

Передача имущественных прав признается объектом налогообложения по НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. А действующее налоговое законодательство не предусматривает особенностей исчисления НДС при реализации имущественных прав казенным учреждением. Например, если казенное учреждение выставляет на торги права на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, то такие операции облагаются НДС (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-07-15/7660). Учреждение обязано дополнительно к цене передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю прав соответствующую сумму НДС (абз. 1 п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ). Не являются объектом налогооблажения по НДС услуги по предоставлению владельцу рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального района (Письмо Минфина России от 21.12.2015 N 03-07-11/74852). Если реализовано имущество казны Продажа имущества, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, также считается объектом обложения НДС. Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, НДС уплачивают покупатели (в данном случае они выступают в роли налоговых агентов). Исключение касается физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям. Если они покупают имущество, НДС уплачивают в бюджет органы местного самоуправления (письма Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-07-11/198, от 25 апреля 2011 г. № 03-07-11/107). Но выкуп такого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ, не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Операции по реализации высвобождаемого имущества, находящегося в оперативном управлении казенного учреждения, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Хотите первыми узнать о наших новых программах курсов повышения квалификации и семинарах, а также получить скидку 10%?

казенная организация заселяет переселецев из других областей в гостиницу(на это есть гос.программа и деньги).казенное учреждение из гос.денег оплачивают коммуналку,но часть этой коммуналки возмещают сами переселенцы. посылая эти деньги в бюджет. должна ли казенка платить налог на прибыль и НДС?

Вопрос относится к городу Воронеж

Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).

В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки (письмо ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@).

Стоит обратить внимание на п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.

В целях исчисления НДС необходимо обратить внимание на подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, включая услуги по предоставлению на территории РФ в аренду государственного (муниципального) имущества, не признаются объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760).

Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 01.08.2013 № ЕД-4-3/13952).

Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760, от 16.08.2013 № 03-03-05/33508).

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1–3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого имущества (письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/198).

А вот услуга, оказываемая федеральным казенным учреждением по передаче в безвозмездное пользование профсоюзной организации находящегося в оперативном управлении имущества (нежилых помещений), не является объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 08.02.2013 № 03-07-11/3086).

Отметим немаловажный момент: так как операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении данных операций казенными учреждениями не составляются (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом стоит обратить внимание, что в договорах сумма НДС не указывается. Если же учреждение все-таки выставило счет-фактуру с НДС, то у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И даже в этом случае права на вычет у покупателя по такому счету-фактуре не возникает.

Налог на прибыль

Перечислим доход, с которого казенное учреждение обязано рассчитывать и уплачивать налог на прибыль:

суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению (п. 3 ст. 250 НК РФ);

суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п. 3 ст. 250 НК РФ);

суммы арендной платы за предоставление в пользование имущества и лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (п. 4 и 5 ст. 250 НК РФ);

суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученные учреждением безвозмездно (кроме исключений, предусмотренных ст. 251 НК РФ) (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03-03-10/32649);

суммы пожертвований, использованные не по назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ);

стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ) (п. 13 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 08.08.2013 № 03-03-06/4/32160, от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);

суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования имущества в связи с наступлением страхового случая (письмо Минфина России от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);

суммы денежных средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг (письмо Минфина России от 28.08.2013 № 03-03-06/4/35325);

суммы денежных средств, полученные по договору социального найма в счет платы за содержание, ремонт и наем жилого помещения (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);

суммы денежных средств, полученные в качестве возмещения расходов по уплате госпошлины и судебных издержек (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);

стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 07.08.2013 № 03-03-05/31863, от 14.02.2012 № 03-03-05/11);

стоимость реализованного государственного (муниципального) имущества (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040).

Казенное учреждение предоставляет в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Облагается ли данная операция НДС?

Указанная операция казенного учреждения не облагается НДС

Обоснование. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 606 ГК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В то же время пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ предусматривается, что не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями. Следовательно, в рассматриваемой в вопросе ситуации объект обложения не возникает.

Контролирующие органы в официальных разъяснениях придерживаются аналогичной позиции, согласно которой не возникает объекта налогообложения:

  • при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления (письма ФНС РФ от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@, Минфина РФ от 11.07.2017 № 03‑07‑11/43774, от 26.01.2016 № 03‑07‑11/2939, от 23.07.2012 № 03‑07‑15/87 (направлено Письмом ФНС РФ от 19.10.2012 № ЕД-4-3/17737@));
  • при предоставлении имущества в аренду органами государственной власти (местного самоуправления), являющимися казенными учреждениями, государственного (муниципального) имущества (письма ФНС РФ от 05.10.2017 № СД-3-3/6555@, от 19.07.2017 № СД-4-3/14076@, от 09.09.2016 № СД-4-3/16866, Минфина РФ от 10.04.2015 № 03‑07‑15/20611).

Здесь отметим, что положения п. 4.1 ч. 2 ст. 146 НК РФ не применяются в случае, когда соответствующий орган действует в публичных интересах в качестве наделенного определенными полномочиями представителя соответствующего публично-правового образования, а не в качестве казенного учреждения, наделенного гражданской правоспособностью. При таких условиях база по НДС устанавливается в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ как сумма арендной платы с учетом налога. А налоговыми агентами по НДС признаются арендаторы указанного имущества. Эти лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. По данному вопросу смотрите Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2017 № Ф09-4041/17 по делу № А60-53184/2016.

Вопрос:

Казенное учреждение арендует у органа государственной власти земельный участок, составляющий государственную казну публично-правового образования. Является ли казенное учреждение налоговым агентом по НДС, если осуществляемые им виды деятельности не признаются объектами налогообложения на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 161 НК РФ?

В данной ситуации казенное учреждение выступает в качестве налогового агента и обязано исчислить, удержать налог из доходов арендодателя и уплатить его в бюджет.

Обоснование. Согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектами налогообложения операции по реализации земельных участков (долей в них). Так как в рассматриваемом вопросе речь идет не о реализации, а об аренде земельных участков, данная норма не применима.

Иные положения гл. 21 НК РФ не освобождают налогоплательщика от обложения налогом аренды земли, поэтому рассматриваемая операция облагается НДС. Аналогичное мнение высказано в Письме ФНС РФ от 18.06.2015 № ГД-3-3/2391@.

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, обязанные исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму налога.

Следовательно, при предоставлении органом государственной власти в аренду федерального имущества (земельного участка), составляющего государственную казну и не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, арендатор должен исполнить обязанности налогового агента.

Отметим, что ст. 161 НК РФ при возложении обязанностей налогового агента по НДС на арендатора не предусматривается каких‑либо исключений, в том числе для казенных учреждений. Следовательно, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации арендатор – казенное учреждение должно выступать в качестве налогового агента.

Схожий подход был описан в Письме ФНС РФ от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@. В нем уточняется, что данная позиция согласована с Минфином и аналогичный вывод следует из определений ВС РФ от 15.11.2017 № 309‑КГ17-16472, от 27.09.2017 № 301‑КГ17-13104, от 26.03.2015 № 310‑КГ15-1150.

Вопрос:

Операции казенного учреждения не признаются объектами обложения НДС. При аренде имущества оно выступает в качестве налогового агента. Нужно ли ему представлять декларацию по НДС? Если да, то какие разделы заполнять?

Обоснование. Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Согласно порядку декларация представляется организациями-налогоплательщиками, а также лицами – налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ НДС, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента).

Вопрос:

Данная операция облагается НДС. При этом положения ст. 161 НК РФ не применяются, а налог начисляет и уплачивает в бюджет казенное учреждение.

Обоснование. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, и никаких послаблений для казенных учреждений не установлено.

Следовательно, при реализации муниципального имущества применяется общий порядок налогообложения: казенное учреждение самостоятельно начисляет и уплачивает в бюджет НДС по данной операции.

Стоит отметить, что в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ говорится о реализации на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Налоговая база по НДС в этом случае определяется как сумма дохода от реализации имущества с учетом налога. А налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества, которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Поэтому в нашей ситуации данная норма не применима, как и другие положения ст. 161 НК РФ.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector