Облагаются ли налогом субсидии при есхн

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полученные в 2018 году средства в виде субсидий на компенсацию затрат, произведенных в периоде применения ЕСХН (2017 год), подлежат единовременному признанию в составе внереализационных доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.

Обоснование позиции:
Объектом налогообложения по налогу на прибыль (далее — Налог) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается полученная ими прибыль, которая представляет собой разницу между полученными ими доходами, уменьшенными на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ).
При этом доходом для целей налогообложения прибыли организаций признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
При расчете налоговой базы по Налогу российские организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 248 НК РФ). К последним относятся, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ, смотрите также п. 2 ст. 248 НК РФ). При этом перечень внереализационных доходов является открытым (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.09.2017 N 03-03-06/1/59813).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, определен ст. 251 НК РФ и, в свою очередь, является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческой организацией на компенсацию затрат (как текущих, так и связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества), в этом перечне не поименованы, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли в установленном порядке, что подтверждается многочисленными разъяснениями финансового и налогового ведомств (смотрите, например, письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-03-06/1/18322, от 18.12.2017 N 03-03-06/1/84357, от 18.07.2017 N 03-03-06/1/45634, от 15.09.2016 N 03-03-06/1/53928, от 04.07.2016 N 07-01-09/38825, от 16.02.2016 N 03-03-06/3/8490, от 10.08.2015 N 03-03-06/1/46070, от 10.06.2015 N 03-03-05/33757, от 29.05.2015 N 03-03-06/31206, от 06.02.2015 N 07-01-06/4983, письмо ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12324@).
На такие субсидии не распространяется ни действие пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, содержащего закрытый перечень имущества, относящегося к средствам целевого финансирования (включая субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям), ни п. 2 ст. 251 НК РФ, относящегося к некоммерческим организациям (смотрите также письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-07/50654, постановление Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09).
Сказанное справедливо и для субсидий, полученных налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) (п. 1 ст. 248, п. 8 ст. 250 НК РФ, п. 1 ст. 346.5 НК РФ, письма Минфина России от 15.03.2016 N 03-11-11/14239, от 27.07.2011 N 03-11-11/197, от 29.06.2011 N 03-11-06/1/10, от 23.07.2009 N 03-11-06/1/37).
Организации, которые уплачивали ЕСХН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют правила, установленные п. 7 ст. 346.6 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 11.11.2013 N 03-11-06/1/47933). Однако каких-либо особенностей учета полученных организацией субсидий данный пункт (как и иные положения главы 26.1 НК РФ) не содержит. Нормы главы 25 НК РФ также не исключают из состава налогооблагаемых доходов средства в виде субсидий, полученных налогоплательщиком на компенсацию затрат, понесенных им в периоде уплаты ЕСХН.
В связи с этим полагаем, что при определении режима налогообложения, в рамках которого производится учет таких субсидий, следует ориентироваться на даты признания соответствующего дохода.
При налогообложении прибыли средства в виде субсидий, полученные коммерческими организациями, признаются в составе внереализационных доходов в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ (письмо Минфина России от 06.04.2018 N 03-03-05/22892). Полученные субсидии, в зависимости от их предназначения, подлежат учету в составе внереализационных доходов единовременно или по мере признания расходов, произведенных за счет этих субсидий, что при определенных обстоятельствах позволяет налогоплательщику признавать доход в виде субсидий «отсрочено» (позже периода их получения). Но в любом случае в доходах для целей налогообложения прибыли учитываются только суммы фактически полученных субсидий.
В целях главы 26.1 НК РФ доходы признаются кассовым методом (с учетом некоторых особенностей) — датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). А значит, субсидия, полученная в 2018 году, не могла быть учтена при определении налоговой базы по ЕСХН за 2017 год. При этом в периоде получения субсидии организация применяла уже общую систему налогообложения.
Таким образом считаем, что указанные в вопросе средства в виде субсидий на компенсацию затрат, произведенных в периоде применения ЕСХН, полученные уже в 2018 году, подлежат признанию в составе внереализационных доходов, формирующих налоговую базу по Налогу.
Исходя из положений п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в данном случае субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов на закладку садов (даже отчасти формирующих стоимость основных средств в виде многолетних насаждений, достигших стадии плодоношения), учитываются единовременно на дату их зачисления, поскольку соответствующие расходы были учтены при налогообложении в рамках ЕСХН (п. 4, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Официальных разъяснений и судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено. Поэтому к сказанному следует относиться как к экспертному мнению, которое может не совпадать с мнением налоговых органов. Дополнительно напоминаем о праве налогоплательщика на обращение за разъяснениями по данному вопросу в территориальный налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (которому корреспондируют соответствующие обязанности и полномочия последних) (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения;
— Энциклопедия решений. Налоговый учет доходов в виде субсидий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Субсидии, полученные на развитие сельского хозяйства, учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН. Если субсидии получены в рамках финансирования малого и среднего предпринимательства, то они отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Плательщиками ЕСХН могут быть организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно критериям, установленным в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ.

В частности, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации и индивидуальные предприниматели, у которых доля реализации сельхозпродукции или доля дохода от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в общем доходе от реализации составляет не менее 70 % (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитываются доходы, определяемые в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В указанной норме речь идет только о некоммерческих организациях и целевых поступлениях на ведение их уставной деятельности.

Доходы организаций и индивидуальных предпринимателей, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 15.03.2016 № 03-11-11/14239).

Таким образом, денежные средства, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями в виде субсидий на развитие сельского хозяйства, должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Предоставление бюджетных субсидий регламентируется положениями ст. 78 БК РФ. Согласно этой норме субсидии даются производителям товаров (работ, услуг) в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Таким образом, субсидия или компенсирует неполученную выручку (если она предоставлена в целях возмещения неполученных доходов), или освобождает компанию от расходования собственных средств (если она получена в целях возмещения понесенных затрат). Следовательно, в любом случае у компании возникает экономическая выгода, которая в целях налогообложения признается доходом (ст. 41 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ установлено, что плательщики ЕСХН определяют доходы в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. К ним относятся доходы от реализации, представляющие собой выручку от продажи товаров (работ, услуг) и имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ), и внереализационные доходы (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ). В состав доходов также включаются безвозмездно полученные имущество (работы, услуги) и имущественные права (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, при применении ЕСХН не учитываются (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). Среди них, в частности, названы доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), и целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Однако бюджетные субсидии производителям товаров (работ, услуг) ни к средствам целевого финансирования, ни к целевым поступлениям не относятся. В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ определено, что средством целевого финансирования является имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами. Но в случае бюджетной субсидии ее источником является не организация (физическое лицо), а соответствующий бюджет (федеральный, региональный, местный). Кроме того, в перечне видов целевого финансирования, приведенном в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, значатся лишь субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям. А целевыми являются только поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, бюджетные субсидии сельхозпроизводителям под действие подп. 14 п. 1 ст. 251 и п. 2 ст. 251 НК РФ не подпадают и должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН. Минфин России это подтверждает. В письмах от 15.03.2016 № 03-11-11/14239, от 24.02.2015 № 03-11-11/9002 он указал, что субсидии, полученные сельхозпроизводителями в целях возмещения затрат на производство молока, на приобретение сельскохозяйственной техники, на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства, должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.

На ЕСХН датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Поэтому вся сумма субсидии включается в состав доходов на момент ее поступления на расчетный счет компании.

Чиновники рассматривают возврат в соответствующий бюджет суммы остатка не израсходованных организацией субсидий как новое обстоятельство, влияющее на размер действительных налоговых обязательств (письма Минфина России от 16.05.2014 № 03-03-10/23121, ФНС России от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@). В связи с этим они указывают, что на общем режиме налогообложения сумма перечисленного в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий должна быть учтена в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произведено указанное перечисление.

Но на ЕСХН такой возможности у компаний нет, поскольку перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по ЕСХН (п. 2 ст. 346.5 НК РФ), является закрытым. И в нем суммы остатка неиспользованных субсидий, возвращенных в бюджет, не названы. На наш взгляд, при возврате неиспользованного остатка субсидии плательщик ЕСХН должен скорректировать налоговую базу, сформированную в периоде получения субсидии. Ведь та ее неиспользованная часть, которая возвращается, не принесла компании никакой экономической выгоды, а значит, не является ее доходом.

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, в том числе путем предоставления субсидий. Таким образом, субсидии в соответствии с Законом № 209-ФЗ могут быть получены только из регионального или местного бюджета компаниями, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, указанными в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Для таких субсидий предусмотрен специальный порядок учета. Согласно подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ субсидии признаются в доходах пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидии, но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. В письме от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ ФНС России пояснила, что вышеуказанные субсидии признаются в доходах на дату признания расходов, произведенных за счет средств субсидии. Таким образом, в отличие от общего порядка, субсидия, полученная в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включается в доходы не сразу в момент ее поступления на счет, а постепенно, вместе с расходами, произведенными за счет нее. И поскольку суммы одновременно признаваемых дохода и расхода одинаковы, никакой налоговой нагрузки на получателя субсидии не оказывается.

При возврате неиспользованного остатка субсидии, полученной в соответствии с Законом № 209-ФЗ, никаких налоговых последствий не возникает. Ведь неиспользованная часть субсидии не была учтена в доходах.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector