Что такое двухканальная система налогообложения

Формы внутригосударственного устройства

Каждое государство обладает своей собственной территорией, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в той или иной мере все стороны его поведения. Однако многие вопросы, возникающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Москве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-нибудь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в распределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы решались централизованно, другие — на местах.

Существует два способа распределения власти. Можно передать часть полномочий региональным органам государственной власти, оставив их в подчинении центральных органов. В этом случае территория государства остается единой, разделяющейся лишь на административные единицы (районы, провинции), т. е. части территории, не обладающие государственностью, а существующие лишь для удобства управления. Такие государства называются унитарными.

Однако возможен другой вариант, когда региональные органы государственной власти самостоятельны в решении некоторых государственных вопросов. В этом случае территория государства состоит из самостоятельных частей, обладающих государственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.

Форма внутригосударственного устройства — это способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

  1. единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении территориальных единиц;
  2. в основном равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам;
  3. единое гражданство;
  4. единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;
  5. единая судебная система;
  6. одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т. п. — явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные государства уступают место государственным объединениям и, в частности, федеративным государствам.

Федеративное государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем федерациям свойственны общие черты:

  1. территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;
  2. в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;
  3. наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;
  4. субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;
  5. субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;
  6. в федерации используется двухканальная система налогов — устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.
  1. национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные;
  2. симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и асимметричные — с разным статусом субъектов.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

В зависимости от способа управления и объема полномочий, передаваемых на местах, унитарное государство подразделяется на:

А) централизованное

Такие государства, управляемые чиновниками, назначаемыми центральной властью. Органы власти – центральной властью. А на местах незначительный объем полномочий.

Б) децентрализованное

Избираемый населением орган власти (совет комунны, муниципалитет), а на местах гораздо больший объем полномочий.

В) смешанное унитарное государство, в котором происходит разделение властей на исполнительную (на уровне АТЕ), существует представительная власть, избираемая населением. Объем полномочий, который передается на места – не столь большой, не столь маленький.

Г) регионалистские

Это такие, в которых отдельные АТЕ образуются по четвертому критерию, государство имеет автономные образования, и этим АТЕ передается больший объем полномочий по сравнению с другими АТЕ (автономные области).Испания.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

АВТОНОМИЯ: 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами;

Вопрос 21. Федеративное государство: понятие и типология. Регионалистское государство.

Федерация — это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

Двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др.

Иногда оба признака комбинируются (смешанный тип). Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Регионализм — ориентация на автономность административно-территориальных единиц, децентрализованность унитарного государства. Имеет несколько форм: экономическую, культурную, политическую и стратегическую.

Регионалистское государство — форма государственного устройства; формально унитарное государство, но сильно децентрализованное, в котором все административно-территориальные единицы наделены достаточно широкими правами и полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём они имеют сходство ссубъектами федерации. Такая форма государственного устройства в настоящее время используется только в Италия, Испания, ЮАР

Сходство с федерацией

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому некоторые учёные-юристы рассматривать его как специфическую переходную форму от унитарного государства к федеративному, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: могут быть не значительными и иметь скорее номинальный характер, а могут, напротив, быть очень широкими и включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы .

В некоторых станах, административно-территориальные единицы могут иметь право принимать свои собственные конституции. ВЮАР, например, такое право у административно-территориальных единиц есть

Наше государство создает как можно более комфортные условия для своих жителей, демонстрируя достаточно упорядоченную систему налогов. Какие-то из них являются обязательными для всех, а какие-то должны платить только предприниматели или ИП. Чтобы понять, какая система налогообложения и сборов в РФ на самом деле, необходимо сначала разобраться, что это вообще такое.

Что такое система налогообложения

Как правило, под нею подразумевают всю совокупность существующих налогов и прочих сборов, которые были установлены на самом высшем уровне.

Безусловно, налог – это не Божья кара, и государство не может просто собрать все, что захочет. Дабы регулировать и контролировать это, в действующем Налоговом кодексе хорошо прописаны принципы, по которым и должна работать вся система налогообложения РФ.

Уровни налогообложения

Кроме того, что перечисленные принципы должны всегда браться во внимание, есть еще необходимость следить за исполнением таких обязанностей аж на трех уровнях.

Система налогообложения и сборов распределяется как бы на три среза, в зависимости от территориального и субординационного устройства государства:

  • на федеральные налоги/сборы,
  • на региональные,
  • на местные.

Каждый из перечисленных уровней имеет свои особенности. Уровень взимания и начисления прописан в Налоговом кодексе, а также отдельно регулируется местными положениями. Ставки некоторых отчислений разнятся в зависимости от местности.

Все федеральные налоги перечислены в Налоговом кодексе. Хотите вы или не хотите, но они обязательны для всех, и ни в каком городе страны от них не спрятаться. Нет, конечно, каждый не обязан платить полностью все виды, но если гражданин имеет какое-то отношение к облагаемому производству или денежному обороту – то придется немножко поделиться. В отличие от остальных налогов, эти должны направляться непосредственно в казну. Федеральная система налогов, а точнее ее уровень, включает следующие виды сборов:

Кроме того, что Налоговый кодекс дает перечень федеральных налогов, там содержатся еще и региональные, то есть те, которые распространяются не на всех, а только на жителей конкретной части страны. Такие отчисления должны переходить в соответствующую ячейку бюджета. Система налогообложения в России предлагает субъектам федерации самостоятельно издавать законы, которые бы расширяли их полномочия для ведения дел с налогообложением. Безусловно, существуют и рамки, но это, как правило, не так уж и утешает, ведь налоги все равно обязательны для всех, кто проживает в конкретном регионе. Итак, какие же сборы сюда входят? На них можно посмотреть в статье 14 НК:

  • на имущество организаций,
  • на игровой бизнес,
  • транспортный налог, с которым придется столкнуться всем имеющим, или планирующим обзавестись автомобилем.

Безусловно, все аргументируется существование огромных объемов работ и денежной необходимости в субъекте федерации, поэтому, на минимальную границу этого диапазона, как правило, рассчитывать не приходится.

И если кто-то почувствовал азарт в уплате всех предыдущих видов налога, то его порадует наличие еще и местных обязательных сборов. Такие существуют на уровне муниципальных управлений и предписаны НК РФ по совместительству с нормативными актами местных самоуправленцев. Приятно, что оплачивая эти налоги, есть надежда на то, что вы реально увидите результат – куда именно пошли деньги налогоплательщиков, ведь все сборы местного уровня переходят непосредственно в бюджет муниципалитета. Правда государство похлопотало и здесь, оставляя на местном уровне только земельные сборы и имущественный налог физических лиц. Впрочем, спасибо говорят муниципалитеты, а плательщики подсчитывают свои деньги после того, как пришлось раскошелиться по всем трем уровням.

Таким образом, налоговая система РФ на местном уровне, подобно региональным, способны самостоятельно решать только вопросы налоговой ставки (в случае, если государство предоставит возможность), а также решать: когда и как жители должны все это выплатить.

Следует сказать, что хоть налогов и много, как кажется, но система налогообложения в Российской Федерации еще не включает в себя ряд других пошлин. Например, таможенные сборы, или специальные платежи за пользованием лесом, также не входит сюда сбор за загрязнение окружающей среды. Впрочем, не смотря на то, что эти платежи не считаются налогами, никто не мешает взимать их по другим (неналоговым) законам.

Налоговые режимы

Пересчитывая такое большое количество налогов, можно действительно сильно испугаться или хотя бы удивиться – когда же вы успеваете все платить? Но по факту, на существующих 15 налогов, есть 5 видов специальных режимов, каждый из которых существенно упрощает жизнь.

Безусловно, государство не может позволить себе терять какие-либо средства, просто так снимая обязанности платить налог. Но режимы способны объединить какие-то из них вместе, а некоторые и вовсе обнуляются, переходя в единую, установленную для всех сумму.

Сегодня, предприниматели и ИП могут воспользоваться: общим, упрощенным, единым, единым с/х и патентным видом налогообложения. В целом, система налогообложения довольно систематизирована и открыта.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector